Методы измерения конкурентоспособности объектов. Параметрические индексы: индивидуальные и сводные

Конкурентоспособность объекта измеряется количественно, с использованием качественной информации, которая характеризует полезный эффект данного объекта и объекта конкурентов за нормативный срок их существования и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект – это совокупность свойств объекта, которые используются для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество – это потенциальный полезный эффект для некоторых групп потребителей. Полезный эффект – отдача от объектов, интегральный показатель как система отдельных показателей качества объекта, которые используются в конкретных условиях и удовлетворяют конкретную потребность. Полезный эффект объекта, которые используется конкретным потребителем, как правило меньше, чем интегральный показатель качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по размеру приводит к увеличению затрат в сферах производства и восстановления.

Значительное различие (разница) между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта. Вследствие этого желательно проектировать объект с полезным эффектом для конкретных условий, который бы составлял 0.8 – 0.9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, а в других – набор других параметров.

После количественного определения всех известных потребительских параметров выбора можно перейти к их сравнению с параметрами образца. Выбор образца должен осуществляться с соблюдением следующих условий:

— образец должен принадлежать к тому же классу товаров, что и изделие, которое анализируется;

— должен быть наиболее характерным для данного рынка;

— его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в изменчивой рыночной среде.

Степень соответствия параметров продукта параметрам образца — эталона можно выразить как процентное отношение, принимая, что параметры эталона отвечают полному удовлетворению потребностей.

Аналогичный расчет проводится со всеми параметрами, которые измеряются количественно. Для этого нужно построить для каждого из них свой индивидуальный параметрический индекс Ji:

Ji = Pi/Piо,

где i=1…n

Pi – значение i-го потребительского параметра товара, который оценивается,

Piо — значение i-го потребительского параметра товара образца.

Определение значимости параметра – является заданием группы экспертов, так же возможны различные опросы (телефонные или рассылки письменных анкет соответствующим специалистам) и др.

Оценка степени удовлетворения покупателем потребительскими свойствами продукта в целом может быть проведена с помощью сводного параметрического индекса Jр:

Jр = ∑ Ai * Ji

∑ от i=1 до n

n – число количественно определенных потребительских параметров, которые анализируются

Ai – значимость i-го параметра, который определен группой экспертов ранее

Ji – параметрический индекс.

Значения Ji и Jp не должны превышать 100% так как потребность удовлетворенная более чем на 100% — невозможна, кроме того в данном случае не учтена экономически необоснованная растрата ресурсов потребителем.

Параметрический индекс любого параметра, который регламентируется, может иметь только два значения – 0 и 1, в зависимости от того, отвечает данный параметр требованиям всех норм и стандартов. При этом 0 отвечает полной утрате КС продукта.

Полный анализ КС объекта дополнительно должен включать определение по аналогичной схеме стоимостных параметров товара, которые отображают элементы затрат покупателя на покупку и использование продукта в течение всего периода его эксплуатации.

Данные параметры называются экономическими. Они прямо или косвенно указывают на затраты, которые несет потребитель в момент покупки товара и в процессе его использования.

Цена потребления в общем виде:

С = С1+С2+С3+С4+….+Сm

С1 – цена товара;

С2 – затраты на его транспортировку;

С3 — монтаж, установка;

С4 – эксплуатация;

С5 – ремонт;

С6 – техническое обслуживание;

С7 – обучение персонала;

С8 – налоги;

С9 – страховые взносы.

Вместе все эти затраты составляют величину цены потребления (С) — это объем средств, которые необходимы потребителю в течение всего срока службы товара. Оценка КС товара по экономическим параметрам аналогична анализу КС по потребительским параметрам, но в данном случае измерение показателей рассматривается на ценовой основе.

Сводный индекс КС по экономическим параметрам:

Je = ∑ Aj * Jj

∑ от j=1 до m

m – число экономических параметров, которые анализируются

Aj – значимость j- го параметра

Jj — параметрический индекс.

Параметрический индекс:

Jj = Cj/Cjо

Cj – значение j–го экономического параметра товара

Cjо – образца.

На основе сведенных индексов КС по потребительским и экономическим параметрами определяется общий показатель уровня КС (К) товара относительно образца, который представляет собой отношение разницы между ними в потребительском эффекте к единице затрат.

К = Jp/Je

Если К больше 1, то товар, который анализируется, превышает по КС образец (маловероятно). Если К меньше 1, то уступает; К = 1 – одинаковый уровень.

 

Страница КАРТА сайта содержит список всех записей с ССЫЛКАМИ.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники