МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Государственная помощь – это действия государства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для компаний, отвечающих определенным критериям.

Государственные субсидии – это государственная помощь в форме передачи компании ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью компании.

Виды государственных субсидий:

Субсидии, относящиеся к активам – основное условие предоставление которых заключается в том, что компания должна купить, построить или приобрести долгосрочные активы.

Субсидии, относящиеся к доходам – прочие субсидии, отличные от субсидий, относящихся к активам.

Условно-безвозвратные займы: кредитор-государство отказывается от выполнения, могут рассматриваться как субсидия при соблюдении условий.

Признание и оценка государственных субсидий

Признаются при одновременном соблюдении двух условий:

1. Компания будет соблюдать условия предоставления

2. Субсидии будут получены.

Главный принцип учета: государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать на систематической основе.

НЕ кредитуются прямо на счет капитала.

Учет субсидий, относящихся к активам, два метода учета:

1. Субсидии признаются в качестве доходов будущих периодов, которые признаются в составе доходов на систематической и последовательной основе в течение срока полезного использования актива или

2. Субсидия вычитается при определении балансовой стоимости актива и доход от субсидии признается путем уменьшения расходов на амортизацию актива.

Для амортизируемых активов доход обычно признается на той же основе, что и расходы по амортизации.

Учет субсидий, относящихся к доходам, два метода учета:

1. Отдельной строкой выделяют «доходы от государственных субсидий» или «прочие доходы» или

2. Доходы можно представить в «свернутом» виде, т.е. статья «расходы» в ОСД уменьшается на величину признанных доходов от субсидий.

Учет неденежных субсидий

Если государство предоставляет неденежную субсидию (земля, лицензия, др), то обычно и субсидия, и актив признаются по справедливой стоимости. Но возможно и по номинальной.

Возврат субсидий

Если государственная субсидия становится подлежащей возврату, т.е. компания не соблюдает условия, то данное изменение рассматривается как пересмотр бухгалтерской оценки и корректировки производятся перспективно (IAS 8):

— При использовании счета «доходы будущих периодов»: на сумму возврата субсидии уменьшается остаток по счету «доходы будущих периодов». Если эта сумма возврата превышает доходы будущих периодов, то сумма превышения отражается в составе расходов текущего периода.

— При использовании метода «уменьшения балансовой стоимости актива»: на сумму возврата субсидии увеличивается балансовая стоимость актива, а накопленная амортизация, которая к текущему моменту была бы признана в качестве расходов, если бы не получение субсидии, должна быть отражена в расходах текущего периода.

Схема Государственные субсидии

Учет государственных грантов рассматривается в МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Основной принцип МСФО (IAS) 20 заключается в том, что государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие расходы, которые они должны компенсировать на систематической основе.

1. Часть гранта, предоставляемая как финансовый стимул дальнейшего развития если была получена без всяких условий то может быть сразу отражена в отчете о совокупном доходе.

2. Отражение гранта на строительство ОС двумя методами:

1) В соответствии с первым методом сумма гранта вычитается из стоимости актива, и полученная чистая величина амортизируется в течение срока полезной службы актива.

2) В соответствии со вторым методом, грант отражается как доходы будущих периодов, а объект недвижимости отражается по первоначальной балансовой стоимости.

Доходы будущих периодов будут отражаться в ОСД на протяжении периода, в течение которого начисляется амортизация.

3. Признание части гранта, выделенного на поддержание трудовой занятости, происходит по тому же принципу, что и при учете гранта, выделенного на строительство ОС.

4. Вопрос о возможном погашении гранта связан со степенью вероятности этого погашения. Если погашение возможно, но маловероятно, то возможное погашение следует отразить как условное обязательство.

Если погашение рассматривалось бы как вероятное, тогда следовало бы признать соответствующее обязательство.

При погашении любой части гранта будет возникать отдельное обязательство, и на соответствующую сумму будут сторнироваться доходы будущих периодов. Если сальдо доходов будущих периодов окажется меньше величины обязательства, то разницу следует отнести на себестоимость в ОСД.

Государственная помощь

Беспроцентные или под низкий процент ссуды являются формой государственной помощи. Они учитываются как финансовые инструменты по (IAS) 39, т.е. дисконтируются с применением эффективной ставки %. Разница между полученной ссудой и дисконтированной ссудой учитывается как государственная помощь.


Страница КАРТА сайта содержит список всех записей с ССЫЛКАМИ

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники