Основные средства: Получение в дар. Правительственные субсидии
Дарение основных средств – это невзаимная передача, передача активов или услуг в одном направлении, как от предприятия к его владельцам или другому предприятию, так и от владельцев или другого предприятия к данному предприятию.
Неденежный актив (немонетарный), полученный в дар (в результате односторонней передачи), оценивается по справедливой стоимости полученного актива, определенной экспертным путем или на основании документов на передачу.
Справедливая стоимость – сумма, на которую актив может быть обменен между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающими совершить такую операцию.
Одной из форм невзаимной передачи (безвозмездного получения) активов является государственная помощь в виде государственных грантов (дотаций, субсидий, премий).
МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
Главное кратко:
Государственные субсидии — помощь, оказываемая государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия.
К государственным субсидиям не относятся те формы государственной помощи, стоимость которых не поддается обоснованной оценке, а также такие операции с правительством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций предприятия.
Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что:
(a) предприятие выполнит связанные с ними условия;
(b) субсидии будут получены.
Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.
Существует два основных подхода (Пример 1, 2) к порядку учета государственных субсидий:
подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия непосредственно увеличивает счета, отражающие доли участия акционеров (кредит собственного капитала), и
подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится на доходы на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.
Поскольку получение основных средств по государственному гранту является формой безвозмездной передачи (дарения) основных средств, то методы учета с позиции капитала или дохода могут быть использованы и при отражении операций безвозмездного получения основных средств и от других юридических или физических лиц.
Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:
(а) активы, полученные при невзаимной передаче, являются инструментом финансирования и должны отражаться в балансе, а не в отчете о прибылях и убытках, покрывая статьи расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат таких активов не предусматривается, они должны кредитоваться непосредственно на счет капитала;
(б) неправомерно признавать активы, полученные при невзаимной передаче в отчете о прибылях и убытках, так как они не заработаны, а являются формой стимулирования, предоставляемой какими—то другими лицами.
В пользу подхода с позиции дохода выдвигаются следующие аргументы:
(а) активы, полученные при невзаимной передаче, представляют собой поступления из источников, не всегда связанных с акционерами, поэтому они не должны кредитоваться прямо на счет капитала, а должны признаваться в качестве дохода в соответствующие периоды;
(б) активы, переданные при невзаимной передаче, в редких случаях являются благотворительностью. Предприятие зарабатывает их тем, что удовлетворяет предписанным ими условиям, выполняет предусмотренные обязательства, поэтому активы, полученные при невзаимной передаче следует признавать как доход и соотносить со связанными с ними затратами, которые эти активы должны компенсировать;
(в) так как налог на прибыль и другие налоги представляют собой вычеты из дохода, логично таким же образом отражать активы, полученные при невзаимной передаче, которые являются продолжением фискальной политики в отчете о прибылях и убытках.
Для подхода с позиции доходов важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.
Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления и возможно только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.
Субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.
Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению.
Государственная субсидия может принимать форму передачи немонетарного (неденежного) актива. В этих обстоятельствах обычной практикой является оценка справедливой стоимости немонетарного актива, и учет как субсидии, так и актива по данной справедливой стоимости. Иногда применяется альтернативный подход, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине.
Т.о. государственный грант в форме неденежного актива может оцениваться по:
— Справедливой стоимости – базовый подход
— По номинальной стоимости – альтернативный подход.
Учет субсидии, на приобретение немонетарного актива, осуществляется методом чистой стоимости или методом отсрочки.
Учет по чистой стоимости: субсидия вычитается из чистой стоимости основного средства (за вычетом износа).
Учет методом отсрочки: субсидию надо отсрочить и амортизировать, так же как и основное средство, на которое она была получена.
Использование любого из этих методов одинаково влияет на доход. Разница появится в бухгалтерском балансе: при использовании метода отсрочки валовая стоимость основных средств будет отражена с уменьшением на сумму компенсации, состоящей из неамортизированной субсидии, в отличие от метода чистой стоимости, который представляет чистую стоимость долгосрочного актива. Оба метода приемлемы.
Алгоритм выбора метода учета субсидии
1. Субсидия, относящаяся к текущим расходам или доходам должна учитываться при определении чистой прибыли периода.
2. Субсидия, относящаяся к будущим периодам, должна быть отсрочена и относиться на доход в том периоде, когда возникают связанные с ней расходы.
3. Субсидия, направленная на приобретение основных средств должна:
а) либо вычитаться из первоначальной стоимости основного средства за вычетом износа (из чистой стоимости актива),
б) либо ее нужно отсрочить и амортизировать по тем же правилам, по каким начисляется износ на изнашиваемые основные средства.
4. Иногда правительственная субсидия (государственный грант) может быть отражен как дебиторская задолженность. Это происходит в тех случаях, когда правительство компенсирует предприятию полностью или частично уже понесенные в прошлых периодах расходы. Такой грант признается как доход в том периоде, в котором он был признан как дебиторская задолженность или как экстраординарная статья, если это уместно.
Пример 1:
1-го июня 2011 года мэрия города передала предприятию здание и землю, на которой находится здание, в качестве стимула для создания производства на этом месте.
Здание и земля переданы без обременения, т.е. без требования выполнить какие—либо условия.
Справедливая стоимость здания 250000у.е., справедливая стоимость земли 70000у.е. Расходы предприятия по юридическому оформлению земли составляют 2000у.е.
Ставка подоходного налога 20%.
Отразить получение активов с позиции капитала и дохода.
Решение:
А. Подход с позиции капитала
1. Отсроченные налоги к оплате
20% * (250000 + 70000) = 64000у.е.
2. Собственный капитал: Субсидии
(250000 + 70000) – 64000 = 256000у.е.
3. Себестоимость земли
70000 + 2000 = 72000у.е.
4. Проводки:
Земля |
_72000 |
Здание |
250000 |
_____ Денежные средства |
2000 |
_____ Собственный капитал: Субсидии |
256000 |
_____ Отсроченные налоги к оплате |
64000 |
В. Подход с позиции дохода
1. Отсроченные налоги к оплате – Расходы будущих периодов
20% * (250000 + 70000) = 64000у.е.
2. Доходы будущих периодов: Субсидии
250000 + 70000 = 320000у.е.
3. Себестоимость земли
70000 + 2000 = 72000у.е.
4. Проводки:
4.1 Отражение субсидии как доходов будущих периодов
Земля |
_72000 |
Здание |
250000 |
_____ Денежные средства |
2000 |
_____ Собственный капитал: Субсидии |
320000 |
4.2 Отражение отсроченных налогов как расходов будущих периодов
Расходы будущих периодов |
64000 |
_____ Отсроченные налоги к оплате |
64000 |
Пример 2:
1-го июня 2011 года мэрия города передала предприятию здание и землю, на которой находится здание, в качестве стимула для создания производства на этом месте.
Здание и земля переданы с условием создания 50-ти рабочих мест до 1-го июня 2012 года. Затраты по созданию каждого рабочего места обойдутся предприятию в 1000у.е.
Справедливая стоимость здания 250000у.е., справедливая стоимость земли 70000у.е. Расходы предприятия по юридическому оформлению земли составляют 2000у.е.
Ставка подоходного налога 20%.
Отразить получение активов с позиции капитала и дохода.
Решение:
Необходимо уменьшить сумму увеличения собственного капитала или признанного дохода на расходы по созданию рабочих мест. В момент получения основных средств регистрируется начисление резерва на создание рабочих мест.
А. Подход с позиции капитала
1. Резерв на создание рабочих мест
50 * 1000 = 50000у.е.
2. Отсроченные налоги к оплате
20% * (250000 + 70000 — 50000) = 54000у.е
3. Собственный капитал: Субсидии
250000 + 70000 – 50000 -54000 = 216000у.е
4. Себестоимость земли
70000 + 2000 = 72000у.е.
5. Проводки:
Земля |
_72000 |
Здание |
250000 |
_____ Денежные средства |
2000 |
_____ Собственный капитал: Субсидии |
216000 |
_____ Отсроченные налоги к оплате |
54000 |
_____ Резерв на создание рабочих мест |
50000 |
В. Подход с позиции дохода
1. Резерв на создание рабочих мест
50 * 1000 = 50000у.е.
2. Отсроченные налоги к оплате — Расходы будущих периодов
20% * (250000 + 70000 — 50000) = 54000у.е
3. Доходы будущих периодов: Субсидии
250000 + 70000 – 50000= 270000у.е
4. Себестоимость земли
70000 + 2000 = 72000у.е.
5. Проводки:
5.1 Начисление резерва на создание рабочих мест и отражение субсидии как доходов будущих периодов
Земля |
_72000 |
Здание |
250000 |
_____ Денежные средства |
2000 |
_____ Собственный капитал: Субсидии |
270000 |
_____ Резерв на создание рабочих мест |
50000 |
5.2 Отражение отсроченных налогов как расходов будущих периодов
Расходы будущих периодов |
54000 |
_____ Отсроченные налоги к оплате |
54000 |
Пример 3:
Правительственной субсидией оплачивается 40% суммы при покупке оборудования, стоимостью 250000у.е. Срок полезной службы оборудования 12 лет.
Сравнить метод чистой стоимости и метод отсрочки учета субсидии (Алгоритм п.1,2).
Решение:
А. Метод чистой стоимости
1. Покупка оборудования
ОС: Оборудование |
250000 |
_____ Денежные средства |
250000 |
2. Получение субсидии
250000у.е. * 40% = 100000у.е.
Денежные средства |
100000 |
_____ ОС: Оборудование |
100000 |
3. Расходы на износ: ежегодное начисление и отражение в конце каждого года эксплуатации.
(250000у.е – 100000у.е.) / 12лет = 10000у.е.
Расходы на износ |
12500 |
_____ Накопленный износ |
12500 |
В. Метод отсрочки
1. Покупка оборудования
ОС: Оборудование |
250000 |
_____ Денежные средства |
250000 |
2. Получение субсидии
250000у.е. * 40% = 100000у.е.
Денежные средства |
100000 |
_____ Отсроченная правительственная субсидия |
100000 |
3. Расходы на износ: ежегодное начисление и отражение в конце каждого года эксплуатации.
250000у.е / 12лет = 20833у.е.
Расходы на износ |
20833 |
_____ Накопленный износ |
20833 |
4. Списание расходов на износ с отсроченной правительственной субсидии
100000у.е. / 12лет = 8333у.е.
10000у.е – 8333у.е = 10000у.е
Отсроченная правительственная субсидия |
10000 |
_____ Расходы на износ |
10000 |
Страница КАРТА сайта содержит список всех записей с ССЫЛКАМИ