Основные средства: Получение в дар. Правительственные субсидии

Дарение основных средств – это невзаимная передача, передача активов или услуг в одном направлении, как от предприятия к его владельцам или другому предприятию, так и от владельцев или другого предприятия к данному предприятию.

Неденежный актив (немонетарный), полученный в дар (в результате односторонней передачи), оценивается по справедливой стоимости полученного актива, определенной экспертным путем или на основании документов на передачу.

Справедливая стоимость – сумма, на которую актив может быть обменен между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающими совершить такую операцию.

Одной из форм невзаимной передачи (безвозмездного получения) активов является государственная помощь в виде государственных грантов (дотаций, субсидий, премий).

МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

Главное кратко:

Государственные субсидии — помощь, оказываемая государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия.

К государственным субсидиям не относятся те формы государственной помощи, стоимость которых не поддается обоснованной оценке, а также такие операции с правительством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций предприятия.

Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что:

(a) предприятие выполнит связанные с ними условия;

(b) субсидии будут получены.

Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.

Существует два основных подхода (Пример 1, 2) к порядку учета государственных субсидий:

подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия непосредственно увеличивает счета, отражающие доли участия акционеров (кредит собственного капитала), и

подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится на доходы на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

Поскольку получение основных средств по государственному гранту является формой безвозмездной передачи (дарения) основных средств, то методы учета с позиции капитала или дохода могут быть использованы и при отражении операций безвозмездного получения основных средств и от других юридических или физических лиц.

Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:

(а) активы, полученные при невзаимной передаче, являются инструментом финансирования и должны отражаться в балансе, а не в отчете о прибылях и убытках, покрывая статьи расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат таких активов не предусматривается, они должны кредитоваться непосредственно на счет капитала;

(б) неправомерно признавать активы, полученные при невзаимной передаче в отчете о прибылях и убытках, так как они не заработаны, а являются формой стимулирования, предоставляемой какимито другими лицами.

В пользу подхода с позиции дохода выдвигаются следующие аргументы:

(а) активы, полученные при невзаимной передаче, представляют собой поступления из источников, не всегда связанных с акционерами, поэтому они не должны кредитоваться прямо на счет капитала, а должны признаваться в качестве дохода в соответствующие периоды;

(б) активы, переданные при невзаимной передаче, в редких случаях являются благотворительностью. Предприятие зарабатывает их тем, что удовлетворяет предписанным ими условиям, выполняет предусмотренные обязательства, поэтому активы, полученные при невзаимной передаче следует признавать как доход и соотносить со связанными с ними затратами, которые эти активы должны компенсировать;

(в) так как налог на прибыль и другие налоги представляют собой вычеты из дохода, логично таким же образом отражать активы, полученные при невзаимной передаче, которые являются продолжением фискальной политики в отчете о прибылях и убытках.

Для подхода с позиции доходов важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления и возможно только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.

Субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению.

Государственная субсидия может принимать форму передачи немонетарного (неденежного) актива. В этих обстоятельствах обычной практикой является оценка справедливой стоимости немонетарного актива, и учет как субсидии, так и актива по данной справедливой стоимости. Иногда применяется альтернативный подход, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине.

Т.о. государственный грант в форме неденежного актива может оцениваться по:

Справедливой стоимости базовый подход

— По номинальной стоимости альтернативный подход.

Учет субсидии, на приобретение немонетарного актива, осуществляется методом чистой стоимости или методом отсрочки.

Учет по чистой стоимости: субсидия вычитается из чистой стоимости основного средства (за вычетом износа).

Учет методом отсрочки: субсидию надо отсрочить и амортизировать, так же как и основное средство, на которое она была получена.

Использование любого из этих методов одинаково влияет на доход. Разница появится в бухгалтерском балансе: при использовании метода отсрочки валовая стоимость основных средств будет отражена с уменьшением на сумму компенсации, состоящей из неамортизированной субсидии, в отличие от метода чистой стоимости, который представляет чистую стоимость долгосрочного актива. Оба метода приемлемы.

Алгоритм выбора метода учета субсидии

1. Субсидия, относящаяся к текущим расходам или доходам должна учитываться при определении чистой прибыли периода.

2. Субсидия, относящаяся к будущим периодам, должна быть отсрочена и относиться на доход в том периоде, когда возникают связанные с ней расходы.

3. Субсидия, направленная на приобретение основных средств должна:

а) либо вычитаться из первоначальной стоимости основного средства за вычетом износа (из чистой стоимости актива),

б) либо ее нужно отсрочить и амортизировать по тем же правилам, по каким начисляется износ на изнашиваемые основные средства.

4. Иногда правительственная субсидия (государственный грант) может быть отражен как дебиторская задолженность. Это происходит в тех случаях, когда правительство компенсирует предприятию полностью или частично уже понесенные в прошлых периодах расходы. Такой грант признается как доход в том периоде, в котором он был признан как дебиторская задолженность или как экстраординарная статья, если это уместно.

Пример 1:

1-го июня 2011 года мэрия города передала предприятию здание и землю, на которой находится здание, в качестве стимула для создания производства на этом месте.

Здание и земля переданы без обременения, т.е. без требования выполнить какиелибо условия.

Справедливая стоимость здания 250000у.е., справедливая стоимость земли 70000у.е. Расходы предприятия по юридическому оформлению земли составляют 2000у.е.

Ставка подоходного налога 20%.

Отразить получение активов с позиции капитала и дохода.

Решение:

А. Подход с позиции капитала

1. Отсроченные налоги к оплате

20% * (250000 + 70000) = 64000у.е.

2. Собственный капитал: Субсидии

(250000 + 70000) – 64000 = 256000у.е.

3. Себестоимость земли

70000 + 2000 = 72000у.е.

4. Проводки:

Земля

_72000

Здание

250000

_____ Денежные средства

2000

_____ Собственный капитал: Субсидии

256000

_____ Отсроченные налоги к оплате

64000

 

В. Подход с позиции дохода

1. Отсроченные налоги к оплате – Расходы будущих периодов

20% * (250000 + 70000) = 64000у.е.

2. Доходы будущих периодов: Субсидии

250000 + 70000 = 320000у.е.

3. Себестоимость земли

70000 + 2000 = 72000у.е.

4. Проводки:

4.1 Отражение субсидии как доходов будущих периодов

Земля

_72000

Здание

250000

_____ Денежные средства

2000

_____ Собственный капитал: Субсидии

320000

 

4.2 Отражение отсроченных налогов как расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов

64000

_____ Отсроченные налоги к оплате

64000

 

Пример 2:

1-го июня 2011 года мэрия города передала предприятию здание и землю, на которой находится здание, в качестве стимула для создания производства на этом месте.

Здание и земля переданы с условием создания 50-ти рабочих мест до 1-го июня 2012 года. Затраты по созданию каждого рабочего места обойдутся предприятию в 1000у.е.

Справедливая стоимость здания 250000у.е., справедливая стоимость земли 70000у.е. Расходы предприятия по юридическому оформлению земли составляют 2000у.е.

Ставка подоходного налога 20%.

Отразить получение активов с позиции капитала и дохода.

Решение:

Необходимо уменьшить сумму увеличения собственного капитала или признанного дохода на расходы по созданию рабочих мест. В момент получения основных средств регистрируется начисление резерва на создание рабочих мест.

А. Подход с позиции капитала

1. Резерв на создание рабочих мест

50 * 1000 = 50000у.е.

2. Отсроченные налоги к оплате

20% * (250000 + 70000 — 50000) = 54000у.е

3. Собственный капитал: Субсидии

250000 + 70000 – 50000 -54000 = 216000у.е

4. Себестоимость земли

70000 + 2000 = 72000у.е.

5. Проводки:

Земля

_72000

Здание

250000

_____ Денежные средства

2000

_____ Собственный капитал: Субсидии

216000

_____ Отсроченные налоги к оплате

54000

_____ Резерв на создание рабочих мест

50000

 

В. Подход с позиции дохода

1. Резерв на создание рабочих мест

50 * 1000 = 50000у.е.

2. Отсроченные налоги к оплате — Расходы будущих периодов

20% * (250000 + 70000 — 50000) = 54000у.е

3. Доходы будущих периодов: Субсидии

250000 + 70000 – 50000= 270000у.е

4. Себестоимость земли

70000 + 2000 = 72000у.е.

5. Проводки:

5.1 Начисление резерва на создание рабочих мест и отражение субсидии как доходов будущих периодов

Земля

_72000

Здание

250000

_____ Денежные средства

2000

_____ Собственный капитал: Субсидии

270000

_____ Резерв на создание рабочих мест

50000

 

5.2 Отражение отсроченных налогов как расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов

54000

_____ Отсроченные налоги к оплате

54000

 

Пример 3:

Правительственной субсидией оплачивается 40% суммы при покупке оборудования, стоимостью 250000у.е. Срок полезной службы оборудования 12 лет.

Сравнить метод чистой стоимости и метод отсрочки учета субсидии (Алгоритм п.1,2).

Решение:

А. Метод чистой стоимости

1. Покупка оборудования

ОС: Оборудование

250000

_____ Денежные средства

250000

 

2. Получение субсидии

250000у.е. * 40% = 100000у.е.

Денежные средства

100000

_____ ОС: Оборудование

100000

 

3. Расходы на износ: ежегодное начисление и отражение в конце каждого года эксплуатации.

(250000у.е – 100000у.е.) / 12лет = 10000у.е.

Расходы на износ

12500

_____ Накопленный износ

12500

 

В. Метод отсрочки

1. Покупка оборудования

ОС: Оборудование

250000

_____ Денежные средства

250000

 

2. Получение субсидии

250000у.е. * 40% = 100000у.е.

Денежные средства

100000

_____ Отсроченная правительственная субсидия

100000

 

3. Расходы на износ: ежегодное начисление и отражение в конце каждого года эксплуатации.

250000у.е / 12лет = 20833у.е.

Расходы на износ

20833

_____ Накопленный износ

20833

 

4. Списание расходов на износ с отсроченной правительственной субсидии

100000у.е. / 12лет = 8333у.е.

10000у.е – 8333у.е = 10000у.е

Отсроченная правительственная субсидия

10000

_____ Расходы на износ

10000

 

Страница КАРТА сайта содержит список всех записей с ССЫЛКАМИ

 

 

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники